118 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компьютерная грамматика. Теоретические основы компьютерной грамотности. просматривать ресурсы локальной сети

Теоретические основы компьютерной грамотности

Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования.

В первых работах А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования.

В.А. Каймин и Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т. е., умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с базами данных, наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры».

Н.М. Розенберг характеризует понятие компьютерной грамотности как «умение ставить задачи для компьютеров, формализованно описывать задачи». И.А. Негодаев в книге «На путях к информационному обществу» даёт подробный анализ сущности понятия «компьютерная грамотность». Компьютерную грамотность автор рассматривает, как интеллектуальные возможности обучающихся использовать информатику для получения, понимания, усвоения и запоминания знаний.

Обучение компьютерной грамотности предполагает не только изучение информационной технологии, т. е., не ограничивается чисто техническим подходом. Важно создать условия для формирования у людей новых, современных представлений о роли информации и информационных процессов в природе, чтобы они могли ориентироваться в огромном океане информации, и помочь усвоить правила работы с самой разнообразной информацией. Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг., и, согласно Г.К. Селевко, включало:

  • – знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек;
  • – владение каким-либо текстовым редактором;
  • – наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования.

Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения.

Компьютерная грамотность – владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

Компьютерная грамотность – овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо.

Компьютерная грамотность – это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль.

Они скорее относятся к мыслительным навыкам.

Компьютерная грамотность – это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности.

Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.

На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение.

Компьютерная грамотность – элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать.

С этой точки зрения, компьютерная грамотность – это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. А начинаться компьютерная грамотность должна с правильного ввода информации – с клавиатуры в компьютер. Теоретические знания не принесут пользы на практике, если человек плохо знаком с клавиатурой.

Компьютерная грамотность

Базовые уроки по работе на компьютере в системе Microsoft Windows.

Теоретические уроки

В этом уроке Вы узнаете, что такое операционная система компьютера и какие они бывает, а также научитесь определять свою версию Windows.

Поговорим о файлах и папках: что это такое, в чем между ними разница и как их отличить друг от друга.

Локальный или жесткий диск – это то место, куда в компьютере всё записывается. Можно сказать, что это такой «отсек» для хранения информации. Разберемся, где находятся эти диски и как ими пользоваться.

В этом уроке мы поговорим о компьютерных размерах. Что такое килобайт, мегабайт, гигабайт. Как определить размер файла или папки с файлами.

Расширение – это несколько английских букв после названия файла, которые отделяются от него точкой. Разберемся, как его увидеть или скрыть, какие бывают расширения и зачем они нужны.

Рассмотрим содержимое кнопки «Пуск». Какие программы в ней есть и для чего нужна каждая из них.

Поговорим о том, какие приложения должны быть установлены на компьютере. Набор обязательных компьютерных программ.

Несколько простых правил, которые следует соблюдать, чтобы сохранить здоровье, работая за компьютером.

Практические уроки

Учимся работать с дисками, дискетами и флешками. Поговорим о том, как их правильно открывать и как ими пользоваться.

Чтобы Ваш компьютер хорошо работал, нужно заботиться о нем. И одно из проявлений этой заботы – правильное выключение.

В этом уроке мы будем учиться самостоятельно создавать новые папки на компьютере.

Учимся командовать компьютером: изменять название файлов и папок, удалять их, узнавать размер.

В этом уроке мы научимся переносить файлы и папки из одного места в другое. С флешки или диска на компьютер, с компьютера на флешку, из одной папки в другую.

В данном уроке Вы узнаете, что такое компьютерные программы, а также научитесь полностью удалять их из системы.

Основы работы с дисками: какие они бывают, в чем разница между CD и DVD, R и RW. Учимся записывать и очищать их средствами системы Windows, без специальных программ.

Полезное

Драйвер – это такая программа, которая помогает компьютеру находить подключенные к нему новые устройства и правильно с ними работать. В этом уроке мы поговорим о том, в каком случае нужны подобные приложения и где их берут.

Благодаря ярлыкам можно быстро открывать нужные файлы и папки компьютера, даже если они «глубоко» лежат. В этом уроке мы научимся создавать ярлыки и пользоваться ими.

Скриншот – это снимок экрана, фотография рабочего стола в определенный момент времени. В этом уроке мы научимся делать такие снимки и сохранять их на компьютер.

Учимся увеличивать и уменьшать размер букв как в отдельных программах (Интернет, Word), так и во всем компьютере сразу.

В этом уроке речь пойдет о скрытых файлах и папках. Мы научимся прятать файлы (папки) от лишних глаз, а также их «показывать».

Что такое «лицензионная программа», чем она отличается от пиратской. Как узнать легальность той или иной программы компьютера.

Разберемся со спящим режимом и гибернацией. Что это такое, зачем нужно и как правильно усыплять и будить компьютер.

Учимся сжимать и архивировать файлы, а также доставать их из архива. Разбираемся, зачем это нужно и как правильно делается.

Уроки рисования на компьютере. Какую программу использовать, где ее взять и как открыть. Основы создания рисунков

Теоретические основы компьютерной грамотности

Сущность понятия «компьютерная грамотность»

Понятие компьютерной грамотности формировалось вместе с введением в школу предмета ОИВТ и сразу встало в ряд новых понятий школьной дидактики. Попытка сформулировать требования к компьютерной грамотности учащихся сделана уже в пояснительной записке к первой программе, однако, в более систематизированном изложении компоненты компьютерной грамотности описаны в адресованном учителю первом методическом руководстве по преподаванию курса ОИВТ в школе; здесь выделялись следующие группы компонентов, составляющих содержание компьютерной грамотности школьников:

· Понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ОИВТ; основы программирования на одном из языков программирования;

· Практические навыки обращения с ЭВМ;

· Принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;

Применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Анализ перечисленных компонентов показывает, что появление понятия компьютерной грамотности (КГ) явилось результатом расширения понятия алгоритмической культуры (АК) учащихся путем добавления таких «машинных» компонентов, как умение обращаться (или, на жаргоне информатиков – общаться) с ЭВМ, знание устройства и принципов действия ЭВМ, а также роли ЭВМ в современном обществе.

1. Умение «общаться» с компьютером. Общение с ПК на «пользовательском уровне »- это в основном умении подготовить компьютер к работе, запускать и останавливать его, умение работать за дисплеем, т.е. овладеть клавиатурой, уметь вводить числа переменные, корректировать введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу.

2. Составление простейших программ для компьютера. Подготовка программистов не является целью общеобразовательной школы, однако понимание основных принципов программирования для ЭВМ должно входить в систему общего образования. Процесс этот может быть постепенным растянутым во времени.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ. В этом компоненте компьютерной грамотности выделяются две основные составляющие:

a. Структура ПК и функции его основных устройств

b. Физические основы и принципы действия основных элементов компьютера

Этот компонент имеет важнейшее мировоззренческое значение, хотя и труден для освоения учащимися.

Представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации. Формирование этого компонента компьютерной грамотности также не является задачей исключительно курса информатики и выходит за его пределы. Сферы применения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда целесообразно раскрывать учащимся в процессе практического использования компьютера для решения различных задач в ряде учебных предметов. Сокращенно четырехкомпонентная структура компьютерной грамотности, описанная выше, может быть обозначена совокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение. Нетрудно заметить, что даже при сохранении всех компонентов компьютерной грамотности усиленное акцентирование внимания на том или ином из них может приводить к существенному изменению конечной цели преподавания предмета информатики.

Читать еще:  Как можно подключить безлимитный интернет билайн. Как подключить безлимитный интернет МТС на телефон? Плюсы и минусы

Компьютерная грамотность определяется В.А. Хребтовым как умение работать на компьютере [13].

По мнению М.П. Лапчика, освоение компьютерной грамотностью предполагает:

· освоение практических навыков обращения с компьютером;

· знание основ программирования;

· представление о принципах действия и устройств компьютера и его основных элементов;

· применение и обозначение роли компьютеров в производстве и других областях деятельности человека [5].

Формирование компьютерной грамотности является одной из наиболее актуальных задач современности. От того, насколько успешно она будет решена, зависит эффективность широкого использования вычислительной техники, и, в конечном счете, перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества. Важная роль в решении этой задачи принадлежит психологической науке.

Необходимым условием построения оптимального учебного процесса по информатике и вычислительной технике является конкретное и научно обоснованное определение содержания понятия «компьютерная грамотность». Мнения специалистов не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу. Одна из причин трудности определения компьютерной грамотности состоит в том, что это понятие имеет несколько аспектов, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения.

Необходимо различать следующие виды компьютерной грамотности (Приложение 1):

а) Бытовая компьютерная грамотность. В самом ближайшем будущем ожидается широкое использование вычислительной техники в быту: микропроцессоры, встроенные в различные устройства, автоматизация сферы обслуживания. Пользователем бытовых компьютеров станет практически каждый. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.

б) Профессиональная компьютерная грамотность. С использованием вычислительной техники будет связано все большее количество профессий, однако характер этого использования в разных профессиях будет различным от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Компьютеризация общества означает повышение требований не только к массовой «грамотности», но и к уровню квалификации научных и инженерно-технических кадров.

в) Овладение компьютером как интеллектуальным средством. Персональные ЭВМ в недалеком будущем станут для многих людей средством, обеспечивающим доступ к различной информации, создание текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить ЭВМ в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими, они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. Действительно, хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, однако. Формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение ЭВМ, представляет собой необходимую основу, как для дальнейшего профессионального обучения, так и для общей подготовки к жизни в компьютеризированном обществе. Выделение комплекса этих умений и определение оптимальных условий их развития — наиболее актуальные задачи психологических исследований компьютерной грамотности.

Перспективным представляется практическое применение современных представлений о закономерностях развития довербальных форм значений. Действительно, операциональные и предметные значения, по-видимому, предшествуют вербальным не только в онтогенезе, но и при освоении человеком любой новой для него предметной области, в том числе и работы с ЭВМ.

Содержание компьютерной грамотности не исчерпывается, разумеется, лишь когнитивными составляющими. Эффективное применение ЭВМ во многом зависит от эмоционального отношения к компьютеру, особенностей саморегуляции, мотивационной сферы и личности пользователя, сформированности специальных коммуникативных навыков. Таким образом, компьютерная грамотность определяется, как умение работать на компьютере и овладение компьютерной грамотностью человека

Компьютерная грамотность и информационная культура

«Компьютерная грамотность и информационная культура»

ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерной грамотности 4

1.1 Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность 4

1.2 Виды и компоненты компьютерной грамотности 5

ГЛАВА II. Формирование информационной культуры 7

Понятие «информационная культура»……………………………………………….7

Взаимосвязь компьютерной грамотности и информационной

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 10

Мы живем в мире, который постоянно меняется благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Сейчас люди имеют доступ к самой разнообразной информации на любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. В результате возрастает и роль компьютера в жизни рядового человека. Компьютер применяется практически во всех сферах человеческой жизни. С их помощью осуществляется ведение документации, осуществляется пересылка электронной почты, связь с банками данных. Компьютерные сети могут связывать разных пользователей, находящихся в одном учреждении или в любом другом регионе страны и мира.

Всё это свидетельствует о том, что важнейшими составляющими полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности являются компьютерная грамотность и информационная культура. Современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи, т.е. необходимо иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система, а для свободной ориентации в информационных потоках должен знать правила навигации по огромному количеству доступной информации.

О важности проблем компьютерной грамотности и информационной культуры говорит наличие множества исследований в этих областях со стороны отечественных и зарубежных учёных. В общенаучном плане информационную культуру рассматривали Д. Адам, Д.И. Блюменау, Н. Винер, А.Д. Урсул и др. В последние десятилетия активно ведётся разработка проблем информационной культуры с позиций философского, педагогического и психологического подходов. Различные аспекты этой проблемы рассматривались О.В. Артюшкиным, М.Г. Вохрышевой, А.А. Гречихиным, М.Я. Дворкиной, Ю.С. Зубовым, Э.П. Семенюк и др. Роли информационной культуры посвящены работы С.А. Бочана, И.А. Негодаева, Н.И. Гендиной, А.В. Кириленко. Проблемы компьютерной грамотности описаны в статьях А.С. Гуськова, В.А. Беспалова, Н.Ф. Родионова. Компьютерная грамотность, как составляющая готовности к использованию информационных технологий, определена в работах А.П. Ершова, Г.М. Ильмушкина, В.А. Каймина, И.А, Н.М. Розенберга, Н.Д. Угриновича и др.

ГЛАВА I. Теоретические основы компьютерной грамотности.

1.1 Определение понятия «компьютерная грамотность» и его сущность

Понятие «компьютерная грамотность» возникло в годы компьютеризации образования. К концу 80-х годов XX века содержание понятия компьютерной грамотности стало системным и включало представление о новых информационных технологиях, основных понятиях алгоритмизации и программирования. В первых работах А.П. Ершова компьютерная грамотность определяется как знание основ вычислительной техники и языков программирования. [2] В.А. Каймин и Н.Д. Угринович первоначально в определение компьютерной грамотности включают навыки работы с ЭВМ, т.е. умения «читать и писать, считать и рисовать, использовать информацию и работать с программами на ЭВМ». [12, с. 41] Такой уровень компьютерной грамотности, плюс умение «работать с . базами данных, . наполнять их информацией, проводить её поиск и анализ, искать ошибки и находить решения» В.А. Каймин относит к «расширенному пониманию информационной культуры». [5, с. 71] Н.М. [10] И.А.

Содержание компьютерной грамотности сформировалось к концу 90-х гг. и, согласно Г.К. Селевко, включало: знание основных понятий информатики и вычислительной техники, принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники, современных программных оболочек; владение каким-либо текстовым редактором; наличие первоначального опыта использования прикладных программ и первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования. [11]

Несмотря на то, что понятие «компьютерная грамотность» используется более 30 лет и в настоящее время очень широко, оно до сих пор не имеет точной формулировки, конкретного и научно-обоснованного определения. Мнения специалистов по этому вопросу не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу.

На просторах интернета можно найти следующие определения компьютерной грамотности:

Компьютерная грамотность – владение навыками решения задач помощью с ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества.

Компьютерная грамотность – овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо. [14]

Компьютерная грамотность – это система навыков работы с компьютерами и другими устройствами, содержащими микропроцессоры. Навыки эти довольно сложны и не являются полностью механическими, как, например, умение водить автомобиль. Они скорее относятся к мыслительным навыкам.

Компьютерная грамотность – это способ думать, учитывая особенности компьютеров и компьютерных сетей и открывая для себя новые возможности. Компьютерная грамотность не требует знания огромного количества фактов, а требует умения этими фактами оперировать.

На сайте системы оценки уровня компьютерной грамотности есть ещё одно определение:

Компьютерная грамотность – элементарные знания об устройстве ЭВМ и возможностях работы с компьютером.

Можно сделать вывод, что компьютерная грамотность включает знание того, как, когда и где следует применять компьютер. Если человек обладает знанием общих принципов и навыками практического применения компьютера в своей профессиональной деятельности, то можно сказать, что он владеет компьютерной грамотностью. клавиатуры

1.2 Виды и компоненты компьютерной грамотности

Вопрос определения понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что существуют несколько видов компьютерной грамотности, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Бытовая компьютерная грамотность. В настоящее время вычислительная техника широко используется в быту. Практически каждый является пользователем бытовых компьютеров. Необходимая для этого «грамотность» состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа.

Условия жизни современных людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Все стараются познать как можно больше технологических новинок. Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать её более яркой и интересной. Компьютер в настоящее время является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт, а также найти новые увлечения.

Читать еще:  Прибыл в почтовое отделение пункта назначения. Статусы посылки Алиэкспресс: перевод и расшифровка статуса, проверка статуса посылки Алиэкспресс. Прибыло на территорию РФ

Профессиональная компьютерная грамотность. Очень давно, у первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами и т.д. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

По профессиональному признаку можно выделить большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

С использованием вычислительной техники связано всё большее количество профессий, но характер этого использования в разных профессиях различный – от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.

Овладение компьютером как интеллектуальным средством.

Персональные компьютеры стали для многих людей средством для создания текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных, а также обеспечивающим доступ к различной информации. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач.

Перечисленные виды компьютерной грамотности не являются взаимоисключающими – они тесно взаимосвязаны и частично перекрываются. По моему мнению, в первую очередь нужно овладеть компьютером как интеллектуальным средством. Хотя формирование бытовой компьютерной грамотности является достаточно важной задачей, но она носит временный характер. Профессиональная компьютерная грамотность не может быть универсальной. А вот формирование интеллектуальных умений, обеспечивающих эффективное применение компьютера, представляет собой необходимую основу и для дальнейшего профессионального обучения, и для общей подготовки к жизни в информационном обществе.

компонентам компьютерной грамотности можно отнести:

Знание основных терминов и того, что они означают. Это помогает найти взаимопонимание с разными службами поддержки пользователей и вообще необходимо в ситуациях, когда обычное течение работы даёт сбой.

Практические навыки работы с компьютером: умение подготовить компьютер к работе, включать и выключать его, владеть клавиатурой, уметь пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами.

Понимание возможностей компьютера. Компьютер может быть лишь инструментом, с помощью которого выполняется работа. Он не заменяет самого человека.

Некоторые технологические принципы работы интернета. Прежде всего то, что нельзя подключиться ни к какой сети передачи данных, не имея при этом специального устройства и линии связи.

Применение и роль компьютеров в различных областях деятельности человека.

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности связаны с развитием информационных технологий или активно их используют. Информационная культура и компьютерная грамотность стали залогом успешной профессиональной деятельности человека.

Основы компьютерной грамотности

Рабочая программа по основам компьютерной грамотности предназначена для реализации программы «Основы компьютерной грамотности».Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнями их знаний и представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). В УМК входят: учебник (для 7 класса), методическое пособие для учителя (для 7 класса).

Просмотр содержимого документа
«Основы компьютерной грамотности»

Составитель: учитель математики О.П. Исмагилова, I квалификационная категория

Рабочая программа по основам компьютерной грамотности предназначена для реализации программы «Основы компьютерной грамотности». Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнями их знаний и представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). В УМК входят: учебник (для 7 класса), методическое пособие для учителя (для 7 класса).

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.

Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места учебного курса в учебном плане, содержание учебного курса, календарно – тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.

Источник написания рабочей программы: «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» составитель М.Н. Бородин.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета

Протокол №_____ от «___» _______________2018 г.

Председатель методического совета ________________________И.В. Сосновская

Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей-предметников

Протокол № ___ от «____» ______________2018 г.

Руководитель ___________ В.Ф. Никифорова

Основной целью курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Место учебного предмета в учебном плане

В школьном учебном плане на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего -35 часов в год. Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны на формирование теоретической базы, с другой стороны на овладение обучающимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому предполагается проведение практических работ, предназначенных для ознакомления обучающихся с основными видами широко используемых средств ИКТ. Данная программа соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Основные виды учебной деятельности

Программа предусматривает формирование у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На учебных занятиях практикуются различные виды деятельности:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Формы и методы организации учебной деятельности

Для организации учебной деятельности используются следующие формы и методы: объяснительно-иллюстративный метод обучения; репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения в обучении, частично-поисковый, исследовательский метод обучения.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание учебного предмета

Компьютер как универсальное средство для работы с информацией (9 часов). Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и ее свойства. Обработка информации. Представление информации. Хранение и передача информации. Персональный компьютер. Основные компоненты компьютера. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры.

Обработка графической информации (7 часов). Формирование изображений на экране компьютера. Растровые и векторные графические редакторы. Компьютерная графика. Создание графических изображений.

Обработка текстовой информации (19 часов). Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере. Форматирование: прямое и стилевое. Визуализация информации в текстовых документах. Создание гипертекста.

Требования к уровню подготовки воспитанников

В результате изучения информатики и информационных технологий обучающийся должен знать:

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

обучающийся должен уметь:

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

создавать информационные объекты, в том числе структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

Читать еще:  ТОП-12 Лучших Внешних Жестких Дисков

создавать презентации на основе шаблонов;

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономии и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Календарно-тематическое планирование учебного материала для 7 класса

Компьютерная грамматика. Теоретические основы компьютерной грамотности. просматривать ресурсы локальной сети

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для взрослых «Основы компьютерной грамотности граждан»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для взрослых «Основы компьютерной грамотности граждан» (далее – Программа) направлена на формирование основ компьютерной грамотности граждан и готовности их к работе с государственными услугами в электронном виде. Программа направлена на очно-заочное обучение населения старшего возраста и заочное онлайн обучение всех желающих граждан в открытом доступе (http://azbukainterneta.ru/). Программа включает два модуля по 16 часов каждый: модуль 1 «Компьютерная грамотность населения» и модуль 2 «Пользователь электронных государственных услуг».

Модуль 1 «Компьютерная грамотность населения» включает в себя 6 тем по работе с компьютером, электронной почтой, Интернетом и сетевыми средствами коммуникаций. Модуль предназначен для слушателей, не владеющих компьютером и коммуникационными сервисами. Модуль реализуется на базе созданных в регионе (населенном пункте) «центров компьютерной грамотности» на базе образовательных организаций, библиотек и других социальных структур в шаговой доступности для населения. Данный модуль не зависит от устройств, которые имеются в наличии у пользователей и ориентирован на стандартное компьютерное обеспечение в местах осуществления обучения. Обучение проводится в малых группах в течение 6 дней по 2-3 часа в день. Содержание учебного материала сгруппировано по 6 темам.

По итогам каждого дня обучения слушатели выполняют практическое задание в соответствии с темой обучения, которое рассматривается как самодиагностика по итогам изучения темы. Данный модуль Программы обеспечивает готовность слушателей к изучению модуля 2.

Для освоения модуля 2 программы обучающийся с помощью тьютора регистрируется на сайте и продолжает обучение с использованием электронных материалов при наличии возможности иметь очные консультаций и поддержку тьютора на форуме Программы.

Если слушатель владеет компьютерной грамотностью, то он может сразу приступить к изучению модуля 2. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте курса, получить пароль доступа к ресурсам сайта обучения. Если слушатель успешно регистрируется на сайте Программы курса, то он начинает обучение сразу по модулю 2. В противном случае, слушателю предлагается пройти повторное обучение по модулю 1 и рекомендуется адрес ближайшего «центра компьютерной грамотности» в шаговой доступности.

Модуль 2 «Пользователь электронных государственных услуг» рассчитан на 16 часов обучения и включает в себя 6 тем по работе на портале государственных услуг населению, обучение мобильным технологиям с использованием устройства, которое имеется у пользователя. Данный модуль Программы должен быть доступен на сайте для всех желающих.

По каждой теме Программы предложена видео лекция и пошаговая инструкция выполнения процедур, связанных с темой. А также набор практических заданий, итогом успешного выполнения которых является подтверждение готовности к изучению следующей темы.

Предусматривается 6 тем, на изучение которых отводится 2-3 часа по каждой теме. Возможно очное изучение модуля программы в течение 6-12 дней или в режиме онлайн на сайте Программы курса с возможностью получения очных СМС консультаций у модераторов обучения в субъектах Российской Федерации.

Модуль 2 Программы является открытым для всех посетителей сайта, что позволит популяризировать государственные услуги в электронном виде для населения. В «центрах компьютерной грамотности» проводятся консультации по ознакомлению с содержанием Программы, приемами работы с сайтом Программы, формами участия в форуме, использовании видеолекций по темам Программы.

Оказывается помощь в первичной регистрации на портале государственных услуг и первичному использованию государственных услуг.

Для граждан с ограниченными возможностями здоровья предусматривается наличие консультанта-волонтера для обеспечения прохождения курса.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: сформировать знания и умения в сфере компьютерной грамотности населения и готовность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Целевая аудитория: население пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями и другие категории граждан – пользователи государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Задачи:

Модуль 1.

1. Сформировать основные понятия об инструментах работы на компьютере и овладеть средствами графического экранного интерфейса.

2. Сформировать навыки работы с файлами и папками.

3. Овладеть основными средствами создания и редактирования в среде текстового редактора.

4. Сформировать представление о глобальной информационной сети Интернет и пользовательские умения работы с программами- браузерами для работы с сайтами, программами для поиска необходимой информации, программой электронной почты.

5. Познакомить с основами информационной безопасности и персонифицированной работы с коммуникационными сервисами: понятие защиты от вредоносных программ и спама, безопасность при оплате товаров и услуг, регистрация в сетевом сервисе (логин и пароль) и личные данные, законодательство в сфере защиты личной информации и ответственность граждан по предоставлению личной информации.

6. Овладеть средствами сетевых коммуникаций для социального взаимодействия в сети Интернет на примере сайта курса о госуслугах: форум, чат, СМС, видео сервисы (IP телефония, скайп), ознакомить с основами сетевого этикета.

Модуль 2

1. Включить слушателей в общественное сообщество пользователей сайта государственных услуг, ознакомить с ресурсами сайта Программы: видеороликами, кол-центром с СМС поддержкой, форумом пользователей государственных услуг.

2. Освоить принципы работы и основные разделы портала электронного правительства, состав государственных услуг населению и их нормативный правовой статус.

3. Сформировать навыки, необходимые для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде: персональная регистрация и получение доступа к государственной услуге, оформление запроса, работа с информацией по запросу, ответ на запрос.

4. Получить представление о мобильном доступе к порталу государственных услуг населению, сформировать опыт работы с порталом через мобильные устройства на примере устройств пользователя, сформировать умение работы с кол-центром электронных государственных услуг.

5. Сформировать знания о назначении электронной карты пользователя государственных услуг, опыта активации карты для обеспечения персонифицированного доступа, нормативной правовой защите персональных данных и ответственности граждан держателей электронной карты государственных услуг населению.

6. Получить представление об облачных технологиях и опыт доступа к удаленным данным на портале государственных услуг: личный кабинет пользователя, удаленное хранение данных, защищенный доступ к данным через логин и пароль, через электронную карту.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Обучающийся должен овладеть понятиями

По модулю 1:

– об инструментах работы на компьютере и графическом экранном интерфейсе;

– об организации хранения информации в виде файлов и папок;

– о средствах создания и редактирования в среде текстового редактора;

– о глобальной информационной сети Интернет, программах-браузерах и электронной почты;

– об информационной безопасности и законодательстве в сфере защиты личной информации и ответственности граждан по предоставлению личной информации;

– о средствах сетевых коммуникаций для социального взаимодействия в сети Интернет и об основах сетевого этикета.

По модулю 2:

– о средствах сетевой консультационной поддержки пользователей электронных государственных услуг;

– о составе электронных региональных и муниципальных государственных услуг населению и их нормативном правовом статусе;

– о получении персонального доступа к выбранной государственной услуге;

– о мобильном доступе к порталу государственных услуг населению;

– о назначении электронной карты пользователя государственных услуг, электронной подписи и нормативной правовой защите персональных данных и ответственности граждан держателей электронной карты государственных услуг населению;

– об облачных технологиях и доступе к личному кабинету пользователя государственных услуг через электронную карту.

Обучающийся должен знать

По модулю 1:

– основные средства работы с компьютером, с файлами и папками;

– основные принципы работы в среде текстового редактора;

– основные принципы работы в Интернете и основы сетевого этикета;

– основные поисковые Интернет-системы;

– основные понятия информационной безопасности;

– базовые принципы работы с мобильными устройствами доступа в Интернет.

По модулю 2:

– особенности функционирования порталов органов власти региона;

– назначение, состав и принципы работы порталов государственных и муниципальных услуг;

– принципы персональной регистрации на портале госуслуг;

– структура и назначение личного кабинета;

– возможность универсальной электронной карты и электронной подписи;

– права и ответственность граждан, держателей универсальной электронной карты.

Обучающийся должен уметь:

По модулю 1:

– пользоваться графическим интерфейсом;

– работать с файлами и папками;

– создавать и оформлять документы в текстовом редакторе;

– работать с сайтами, искать и находить информацию в Интернет;

– общаться с помощью средств сетевых коммуникаций взаимодействия и социальных сервисов, в том числе мобильных, использовать электронную почту, писать, отправлять и получать электронные письма;

– защитить информацию от угроз, владеть инструментами персонального доступа.

По модулю 2:

– участвовать в сетевом общественном сообществе пользователей электронных государственных услуг населению (онлайн опросах, форумах, чатах);

– пользоваться ресурсами порталов органов государственной власти регионов;

– пользоваться государственными и муниципальными услугами в электронном виде;

– использовать мобильный доступ к личному кабинету и государственным и муниципальным услугам в электронном виде;

– пользоваться универсальной электронной картой и электронной подписью;

– использовать права и соблюдать обязательства держателей электронной карты.

УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа рассчитана на 32 часа. Лекционные занятия обеспечиваются онлайн видеозаписями лекций в демонстрационном режиме. Практические занятия предполагают работу слушателей за компьютерами с программно-методическим обеспечением. Рекомендуется организовать обучение по курсу в течение 2-х недель не более 12 дней обучения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: