23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куле Основные понятия

Ч. Кули: создание теории «зеркального Я»

Чарльз Хортон Кули родился 17 августа 1864 г. в семье профессора права Мичиганского университета, который также являлся практикующим судьей.

Ч. Кули — представитель первого поколения американских социологов, выпускник Мичиганского университета, в котором в 1894 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором этого же университета.

Квинтэссенция социологического воображения Ч. Кули — в методологии его теории «зеркального Я», благодаря которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество.

Ч. Кули также ввел понятие малых, первичных групп (семья, ровней, соседство, местные общины) и вторичных общественных институтов. Его основные работы: « Человеческая природа и социальный порядок», «Социальная организация», «Социальный процесс».

Умер Ч. Кули 8 мая 1929 г.

Основные постулаты и метод теории «зеркального Я»

Прежде всего, заметим, что, на наш взгляд, название теории Ч. Кули переведено на русский язык не совсем корректно. Правильнее ее обозначить как теорию «зеркальной <отраженной) самости» В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида, состоящей, как известно, из «I» и «Ме».

Попутно заметим, что концепция самости получила дальнейшее развитие в трудах последователей символического интеракционизма, предложивших свое видение самости (Э. Гоффман и др.), что тем более свидетельствует о спорности устоявшегося названия теории. Чтобы не вносить путаницу в терминологию, в учебнике сохранено традиционное название. Однако в уме мы будем держать отмеченное обстоятельство и помнить, что в данном случае «Я», по существу, выступает синонимом самости.

Теория Ч. Кули «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах:

  • – в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;
  • – люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;
  • – люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.

Социологическое воображение Ч. Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы.

Социолог отмечает: «Социальную самость такого рода можно назвать отраженной, или зеркальной самостью. Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует» [1] .

В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем: ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости — роли, которые он способен играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества.

Ребенок, который считается «сорванцом», так и будет себя идентифицировать и, весьма вероятно, станет правонарушителем.

Если с мальчиком обращаются так, что восхищаются его мужеством и успехами, то его самоидентификация будет происходить под влиянием направленных извне ожиданий тщеславия, честолюбия. В его сознании сформируется устойчивый образ самого себя, с которым он будет жить. Преданность этому образу становится источником силы, что гак или иначе проявится в соответствующем поведении.

«Процесс, в ходе которого у детей развивается самоощущение зеркального типа, можно проследить без особых затруднений, — пишет Ч. Кули. — Изучая движения других столь пристально, как они это делают, они вскоре замечают связь между своими собственными действиями и изменениями этих движений, т.е. они замечают свое влияние на других людей или власть над ними. Ребенок присваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на которых он обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваивает одну из частей своего тела или какую- нибудь игрушку, и он пытается сделать что-нибудь с этой своей новой собственностью» [2] .

На развитие самости с самого начала оказывают влияние половое различие и сексуальная социализация.

Девочки, как правило, более откровенно заботятся о своем социальном образе. Они более склонны перейти на точку зрения окружающих, радуются или печалятся в зависимости от их расположения к себе.

«Можно не сомневаться, — замечает Ч. Кули, — что женщины, как правило, зависят от непосредственной личной поддержки и поощрения больше, чем мужчины. Мышление женщины нуждается в фиксации на каком-либо человеке, в сознании которого она может найти устойчивый и неотразимый образ самой себя, которым она может жить. Мужчины, более предрасположенные к агрессии, обладают большей по сравнению с женщинами самостоятельностью. Но в действительности никто не может выстоять в одиночку» [3] .

Отмеченные Ч. Кули гендерные особенности в формировании самости лишь подчеркивают то общее положение, что индивиды получают самоидентификацию от общества. Причем и женщины, и мужчины нуждаются в постоянной поддержке со стороны общества. В зрелом возрасте — прежде всего со стороны вторичных общественных институтов.

В обыденной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно. Студенты учатся лучше, когда ощущают одобрение профессора. Воины становятся смелее и самоотвержение, когда офицер одобряет их действия. Жена — более внимательной и заботливой, когда муж одобряет ее наряд, с похвалой отзывается о ней как хорошей хозяйке.

Ч. Кули подчеркивает, что индивиды выбирают круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию. Героиня чеховской повести «Душечка» – классический тому пример: она была желанным и любимым человеком именно потому, что разделяла чаяния своих мужей. Если кто-то показывает, что хорошо информирован в вопросах охоты или рыбалки, то в присутствии заинтересованных слушателей он напускает на себя вид «спеца» этого дела. Женщина, считающая себя красавицей, стремится общаться с теми, кто разделяет ее самоидентификацию. У молодого человека открываются необыкновенные сексуальные потенции, когда женщины, «значимые другие», находящиеся рядом с ним, верят, думают о нем как о Казанове.

И напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не разделяет их самоидентификацию. Вряд ли кто захочет демонстрировать свой ум и юмор в компании богословов.

Социолог делает вывод, что каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификаций:, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям.

Инновационность мышления и оригинальность социологического воображения Ч. Кули состоит в том, он предложил метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическим самонаблюдением (sympathetic introspection). Его суть состоит в том, что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях, предполагая соответствующее им свое поведение. Социолог полагал, что тем самым можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.

  • [1] Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическаямысль : тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 320—321.
  • [2] Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическаямысль : тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 324.
  • [3] Там же. С. 327.

Ч. X. Кули: Теория «Зеркального Я»

Чарльз Хортон Кули (1864— 1929) — американский экономист, переориентировавшийся позднее на соци­ологию и социальную психологию. Он считается од­ним из основателей социологии, приобрел известность благодаря работам в области социализации и первич­ных групп. Ему принадлежит создание одной из пер­вых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоя­тельному направлению в мировой социологии, — ин-теракционизму.

Главная концепция Кули называется теорией «зер­кального Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в ча­стности к идеям о «социальном Я» У.Джемса и воззре­ниям Дж.Дьюи.

Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мила. Согласно У.Джемсу, чело­век имеет столько «социальных Я», сколько существу­ет лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим при­знаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мне­ний о себе.

«Зеркальное Я» (looking-glass self) — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зер­кале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет начало именно в такой рефлексии. Наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т. е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное наше действие, — мы только и способны оценивать самих себя и собствен­ные действия.

Если образ, который мы видим в зеркале или толь­ко воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-кон-цепция получает подкрепление, а действия повторяют­ся. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пере­сматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведе­нии и восприятии подобным определением.

Читать еще:  Как проверить оперативную память компьютера?

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, при­обретая постепенно целостность самого себя. Усваи­ваемые человеком представления о собственном «Я», которые возникают в сознании других людей, Кули называет «представлениями представлений».

Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социологии. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нрав­ственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе вза­имодействия в организованных группах (первичных и вторичных). Поэтому Кули рассматривает чувство соб­ственной самоопределенности как «зеркальное Я».

Концепция самого себя — по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конст­руирует персонификацию на основе реакций, припи­сываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вско­ре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствитель­ны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют, на любой сигнал, который мог бы послужить им ори­ентиром.

Человеческое общество, согласно Ч.Кули, основа­но на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведе­ния человека лежит в его взаимоотношениях с други­ми людьми. Ни один человек, живущий в психологи­ческом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком.

Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое «зеркальное Я», кото­рое состоит из трех элементов:

1.То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К при­меру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду.

2.То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду, и она им нравится.

3.То, как мы отвечаем на воспринятую нами реак­цию других людей. Поскольку моя одежда нравит­ся другим, я собираюсь и впредь одеваться так же.

Не существует иных путей, какими бы мы соста­вили мнение о себе — самосознание, самооценку и самочувствие, — за исключением того представления, какое можно себе вообразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу самооценку и наши социальные ценности.

Интеракция протекает главным образом через контакты «лицом к лицу», которые происходят прежде всего в первичных группах, в частности в семье. Имен­но в семье младенец превращается из дикаря в соци­альное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жиз­ни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности.

Процесс социализации начинается с того, что ре­бенок научается понимать самого себя как объект по­средством принятия ролей других людей. Ребенок вос­принимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди отно­сятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин «первичная группа», вве­денный в социологию Ч.Кули, характеризует общнос­ти, в которых существуют доверительные, «лицом к лицу» контакты и кооперация. Они первичны в нес­кольких смыслах, но главным образом потому, что они играют фундаментальную роль в формировании соци­альной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей — соеди­нение людей в некую целостность.

Для описания такой целостности используют мес­тоимение «мы», которое характеризует некоторую сим­патию и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объе­диняющей людей.

Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особеннос­тями. Индивиды взаимодействуют в них как уникаль­ные и целостные существа.

Уникальность означает, что вопрос, адресованный одному индивиду, не может быть переправлен друго­му. В соответствии с этим первым критерием первич­ных отношений, отношения между продавцом и поку­пателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и на­оборот. Они не уникальны, но взаимозаменимы. Одна­ко ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны.

Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабо­чими и работодателем. Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их це­ликом, а не частично или временно. Таков второй кри­терий первичных отношений.

В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.

Первичные отношения более глубокие и интенсив­ные, чем вторичные, они полнее по способам проявле­ний: в интеракции «лицом к лицу» участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем дело­вые или производственные. Первые называются не­формальными, а вторые — формальными. В формаль­ных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях.

Там, где люди вместе живут или работают, на ос­нове первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские ком­пании, игровые группы, соседские сообщества (ком-мьюнити). Они возникают исторически раньше вторич­ных, существовали всегда и существуют сейчас.

Основы социологической теории Ч.Кули изложе­ны им в трилогии «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909) и «Социальный процесс» (1918).

Вам предстоит еще раз побывать в роли судьи, оценивающего методы воспитания своих родителей, а если брать шире, то процесс социализации в целом. Автор теста Дэвид Льюис обобщил опыт тысяч се­мей прежде, чем составил социологический измеритель.

Ритуал перехода

Во многих обществах границы между различными возрастами отмечаются особой церемонией — ритуа­лом перехода. Он является элементом процесса соци­ализации и символизирует перемещение из одного возрастного статуса в другой. Примером такого риту­ала служит инициация.

Инициация — обряд посвящения подростков во взрослые. У австралийских аборигенов он сводится к длительной изоляции юношей, тренировке в охоте и владении оружием, закалке и воспитанию выносливо­сти, дисциплины и беспрекословного повиновения старшим, соблюдению обычаев, усвоению религиозных норм и обрядов, соблюдению посвятительной тайны.

Непосредственно в день инициации ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскры­вают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Он проходит испытание голодом и болью, чтобы укре­пить силу духа. Первый обряд инициации, связанный с обрезанием, повышает социальный статус юноши и является важнейшим шагом на пути к зрелости. После обрезания ему надевают на голову отличительную по­вязку и дают новое имя. Следующий обряд посвящения связан с подрезанием полового органа. Обряд символи­зирует, что юноша стал полноправным мужчиной. Те­перь он может жениться, принимать участие в совете племени или рода как полноправный член сообщества.

Вопросы к тексту:

1. Каждый год мы празднуем свой день рождения. Он симво­лизирует переход из одного возраста в другой. Можно ли день рождения отнести к ритуалам перехода?

2. Переход из одного возраста в другой часто регистрирует­ся при помощи официальных документов. Они могут быть частью ритуала перехода. Выполняют ли подобную функцию следующие документы: свидетельство о рожде­нии, аттестат зрелости, свидетельство о бракосочетании, паспорт, военный билет?

Куле Основные понятия

Общая характеристика символического интеракционизма.

Продолжение).

ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ : СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

1. Общая характеристика символического интеракционизма.

2. Чарльз Кули (1864-1929)

3. Джордж Герберт Мид (1863-1931).

4. Уильям Томас (1863-1947).

5. Герберт Блумер (1900-1987).

Символический интеракционизм – это неклассическая социологическая парадигма, наиболее полно представляющая микросоциологическийподход[17]. Сторонники этого подхода полагают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно – наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда она слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенными значениями. И реагируют люди прежде всего на эти значения и символы, а не на сами стимулы внешнего мира. [Хороший пример – демонстрация в начале XX в. братьями Люмьерами во Франции первого в истории документального фильма – «Прибытие поезда на станцию». Когда люди в кинозале увидели надвигающийся на них поезд, они начали залезать под кресла, выбегать в ужасе из кинозала и т.д.].

Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражения лица и разнообразные поступки.

Символический интеракционизм – направление в социологии, кладущее в основу социальной реальности межиндивидуальные взаимодействия (от англ. interaction – взаимодействие) , взятые в их символическом (языковом) выражении.

Основной вклад в создание этой парадигмы внесли американские социологи Чарльз Кули (1864-1929), Джордж Герберт Мид (1863-1931), Уильям Томас (1863-1947) и Герберт Блумер(1900-1987). Основные «промежуточные» результаты, оказавшие важное влияние на процесс формирования символического интеракционизма, – это :

Читать еще:  Форм-фактор PC/XT и eATX

(1) вклад Ч.Кули – примат первичных социальных групп для социализации и самоутверждения; раскрытие символических свойств интеракции

(2) «теорема Томаса» – «если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям».

Рассмотрим вклад каждого более подробно. Это необходимо для понимания сути такой чрезвычайно сложной парадигмы современной социологии как символический интеракционизм.

Основные работы – «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918).

Главная идея Кули состояла в том, что человеческая природа – не некое качество, которое является свойством отдельного индивида, но «продукт коммуникации». Человек становится личностью, развивает свое «Я» (self) только в процессе взаимодействий, «интеракций» с другими людьми. Поэтому социальное существование – это не вещь своего рода и не оторванное от индивида «общественное сознание» (Дюркгейм). Человеческая природа носит «групповой характер».

Мы уже отмечали, что главные достижения Кули – теория малых группа и раскрытие символических свойств интеракции. Рассмотрим их.

(2.1) Первичные группы– небольшие группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями, объединяющие людей не на основе какой-либо профессиональной специализации, а за счет непосредственного (face-to-face) общения. Примеры первичных групп – семья, соседи, детская команда для игры в футбол и т.д. Эти группы играют в истории человечества особую роль. Они – основа для формирования социальной природы и идеалов индивида. Впоследствии первичные группы как «колыбель человечества» были оттеснены т.н. «вторичными группами». Последние – это объединения большого размера, основанные на формализованных, внеличных отношениях. Эти отношения сознательно создаются людьми в определенных целях. Правда, каждый индивид участвует в подобных социальных институтах не «целиком», а лишь какой-то частью своей личности.

(2.2) В процессах коммуникации происходит обмен представлениями, которые сложились у людей друг о друге, познание себя через драматическое восприятие отношения к себе других людей.

В итоге [(2.1) + (2.2)] Þ Как «Я» (self), так и общество имеют у Кули динамический характер. Это – не «предметы», а «процессы» коммуникации. Оба эти понятия имеют символический характер. Т.е. «Я» и «общество» – это представления, сформировавшиеся в интеракциях и постоянно изменяющиеся.

Куле Основные понятия

На рубеже ХХ в в кругах научных деятелей и среди общественности преобладало убеждение о том, что природа человека основана на биологических факторах, и Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) резко раскритиковал это утверждение[15].

Теория «зеркального я» тесно связана с ролевой теорией личности. Она объясняет насколько взаимосвязано представление индивида о себе с мнением окружающих о нем. Теория Кули показывает насколько важна реакция общества на твои поступки, твои действия и, вообще, как ты ведешь себя в обществе.

Чарльз Хортов Кули (1864 – 1929), как и многие социологи, пришел в социологию из другой науки – экономики. Его главная концепция носит название теории «зеркального Я». Её истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о «социальном Я» У. Джеймса и воззрениям Дж. Дьюи. По У. Джеймсу индивид имеет такое количество «социальных Я», сколько есть групп и людей, о чьём мнении беспокоится данный человек. Следуя идеям Джеймса, Кули выделял один из главных признаков социального существа – способность вычленять себя из общества и осознавать своё «Я» [7]. Это происходит посредством общения с другими людьми и восприятие их мнения о себе.

Создатель теории «зеркального Я» предположил, что особенности личности человека (его Я) состоит из чувств, появляющихся через общение с другими. Они – зеркало для нас. Наше осмысление самих себя происходит через:

· воображение о том, как мы предстаем перед обществом

· как, по нашему мнению, оно сдерживает нас

· наши чувства, касательно этого

Другими словами, наше осознание себя – это не стабильное фиксированное состояние, а процесс, развивающийся по мере общения с другими. Не вся информация, которую мы получаем от общения с людьми, влияет на нас. Мы принимаем во внимание только те слова и мнения, которые наиболее близки к нашему представлению о себе.

По мнению Чарльза Кули «Человеческая жизнь» – это индивидуальное и социальное в целом. Природу человека он определял как биологическую и социальную, которая вырабатывается на начальном этапе жизни, в первичных группах, и которая является комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

«Зеркальное Я» – это общество, служащее своеобразным зеркалом. В нем мы можем наблюдать реакции окружающих на наше поведение. Наше представление о себе начинается именно с этого рефлекса, анализируя ответы других людей на те или иные действия, мы способны оценивать себя и свои поступки.

Если то, что мы видим или воображаем себе в «зеркале», имеет положительно настроенный образ, то наше Я получает поддержку, а действия повторяются. Это правило действует и в противоположную сторону, то есть если образ неблагоприятный, то наша я – концепция подлежит пересмотру и самоанализу, а поведение меняется. В своем поведении мы руководствуемся подобным правилом, так как определены другими людьми.

Наше общество, как считал Кули, основано на коммуникации между теми, кто питает симпатию друг к другу. Ключ к пониманию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми [7]. Ни один человек, живущий в одиночестве, не сохранит надолго те качества, делающие его человеком.

Рис. 2. Элементы, составляющие «зеркальное Я»

Нет других путей по составлению мнения о себе – самосознание, самооценка, самочувствие, – кроме того представления, насчет которого можно поспорить с самим собой, размышляя о том, как окружающие воспринимают нас самих. То, что на самом деле думают люди, не имеет какого-то особенного значения. Гораздо важнее то, как мне интерпретируем действия социума по отношению к нам. Он и даёт нам почву для создания самооценки и определяет социальные ценности.

Интеракция происходит через общение «лицом к лицу», которое осуществляется в первичных группах, прежде всего в семье. Именно в семье младенец эволюционирует от дикаря к социальному существу. На основе отношения к себе, ребенок начинает осознавать своё место внутри этого общества.

Для описания доверительных связей между людьми используется местоимение «мы», характеризующее некоторый уровень симпатии и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет ощущением целостности, объединяющей людей.

Базой первичной группы являются первичные отношения. Но они отличаются некоторыми особенностями.

· Люди взаимодействуют в них как уникальные целостные личности.

· Это означает, что ответ, который предназначался одному человеку, не может быть переадресован другому. В качестве примера можно привести отношения «покупатель – продавец», «работник – работодатель». Они не уникальны, но их можно заменить. Продавец и покупатель несут взаимную ответственность, подкрепленную временным контрактом. Точно так же происходит и между начальником и подчиненным. Но стоит отметить, что ребенок не может заменить свою мать, а мать не может заменить своего ребенка.

· Между мужем и женой уже иные отношения: они несут друг за друга абсолютную ответственность, самые тёплые чувства и семья поглощают их полностью, а не от части или ненадолго. Это и является вторым критерием первичных отношений.

В окружающем нас мире, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Хоть они и встречаются реже, но играют более важную роль в жизни людей. Семейные отношения (первичные) более наполненные и интересные, чем деловые или рабочие (вторичные). Первые называют неформальными, а вторые – формальными. В формальных отношениях человек является целью достижения того, чего ему не хватает в неформальных, первичных отношениях.

В той среде, где люди живут или работают вместе, на основе первичных отношений формируются первичные группы: семья, соседские объединения, дружеские компании, малые группы коллег по работе.

Так, «теорию зеркального я» Чарльза Кули можно определить как наши выводы, сделанные на основе мнения окружающих нас людей, которые наблюдают за нашей деятельностью. Таким образом «зеркальное я» состоит из трёх элементов: то, что видят в нас окружающие, по нашему мнению; то, как люди реагируют на то, что видят, как мы считаем; наш ответ на их реакцию.

Выводы по первой главе:

1. Социальная роль имеет довольно большое значение в нашей жизни. Потому что от того, как ты себя преподнесешь в том или ином обществе, зависит то, как тебя будут воспринимать в дальнейшем и определение уровня взаимодействия с людьми. Например, находясь в роли мягкотелого безвольного человека, будучи начальником, этот человек много не добьётся на своей должности.

2. При наличии нескольких ролей и их несогласованности могут возникать конфликты, бороться с которыми обязан человек, у которого возникли разногласия собственных ролей.

3. Индивид реагирует на внимание окружения согласно теории «зеркального Я», которую рассмотрели в параграфе 1.3. Если следовать Кули, то индивид не только оценивает саму реакцию людей, оценивающих его, но и делает выводы исходя из мнения окружающих. А какие, уже зависит от множества факторов, составляющих характер человека.

Читать еще:  Замена процессора на ноутбуке Lenovo B590

Куль, кулёк – этимология

В умалительных на ек: куль, кулекъ;
якорь, якорекъ; говори: куліокъ, якоріокъ
М. В. Ломоносов. Российская грамматика (1755)

1) Существующая этимология

Корень: -кул;-. [Тихонов]. Значение: то же, что мешок; устар. старая торговая мера сыпучих тел (около 9 пудов); перенос. неуклюжий человек.

Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от неустановленной формы (добавление Википедии); ср.: русск., укр., белор. куль, польск. kul «связка; мотня невода, сети». Обычно считают заимств. из лат. culleus «кожаный мешок, бурдюк», чему не вполне соответствует геогр. распространение этого слова. Нельзя привлекать для сравнения греч. koleos «ножны», гомер. koleos (влагалище?), потому что здесь ou вызвано только требованиями эпического метра. Лит. kulis, латышск. kulе «мешок» заимств. из слав.

б) Этимологический словарь Крылова

Куль. Это слово в значении “мешок” было заимствовано из польского, в котором kul от латинского culleus – “мешок из кожи”.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1981
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf

* Куль. 1. Большой рогожный мешок. «Под крупы и под горох купил 6 кулеи рогозинных 2 алтна». Кн. расх. Кир. Мон., 1606 г. 2. Ёмкость, тара и торговая мера для сыпучих тел, имевшая различное весовое содержание применительно к разным видам товара. 1633 г.

* Кулёк. 1. Небольшой рогожный мешок. «Куплено… у Васьки Степанова 250 кульков рогожных малых…». 1655 г. 2. Ёмкость, тара и торговая мера для сыпучих мер. 1669 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Записная книга Московского стола 7157 года (1648, сентябрь – 1649, август) (1648-1649)

«Да старого елетцкого толокна три куля съ полукулемъ осталося въ остаткЪ за усердцкою посылкою въ прошломъ во 151 году; а сыпаны овсяные крупы и толокно по чети въ куль въ московскую въ таможенную мЪру; а крупы и толокно впредь не прочно, прогорчало».

* Кладовые росписи (накладные) столовых обиходов и разных запасов Бориса Ивановича Морозова, по случаю польского похода в 1656 году (1656)
«Іюля въ 26 день, по указу государя нашего Бориса Ивановича принялъ въ трехъ судехъ Андрей Фроловъ у Михаила Губарева всяково запасу: 95 кулей сухарей ржаныхъ; да въ Витебской кладки съ телЪгъ 10 кулей сухарей ржаныхъ, да пять кулей сухарей ситныхъ, обоего сухарей ситныхъ и рЪшетныхъ 110 кулей; 20 кулей муки ржаной, 3 куля муки пшеничной, 15 кулей крупъ овсяныхъ, 2 куля крупъ грешневыхъ,14 кулей толокна, 3 куля солоду яшнова, 13 кулей солоду яшново, 37 кулей овса, куль соли, другой початъ; въ кулкЪ хмълю съ полосмины…».

* Н. Тярин. Записки о поездке на Нижегородскую ярмарку (1827): «Здешняя соль самая чистая и весьма белая; она продается по 18 и 19 руб. за куль, около 12 пудов».

3) Обобщение и вывод

Мы выяснили, что термин русского языка КУЛЬ обозначал тару, рогожный мешок – ВМЕСТИЛИЩЕ, для сыпучих тел: муки, злаковых, соли и т.д.

Кроме того термин служил и мерой сыпучих продуктов имевшей разное весовое содержание на территориях, от 5 до 9 пудов. Сколько продукта содержалось в 1 куле, в переводе с древних мер на современные меры мы не знаем, т.к. неизвестна древняя величина пуда (термин известен с 1134 г.), в конце XIX века установили, пуд = 16, 380 кг. Таким образом, один куль весил примерно от 81 до 147 кг и мог переноситься соответственно 2-4 работниками на небольшое расстояние.

Термин прочно фиксируется в русской литературе примерно с начала XVII века (русско-польское военное противостояние), мог существовать и в XVI веке, однако в письменных источниках слово обнаружить не удалось.

Объяснить термин лексикой русского языка не удаётся, общий термин КУЛЬ-KUL фиксируется в польском, украинском, литовском, латышском, белорусском и русском языках, что говорит о едином идеологическом и терминологическом пространстве – территория иудеохристианства.

Если пространство и время (а соответственно сознание и мышление) у нас иудеохристианское, то целесообразно обратиться к сакральному языку религии, поискать подобный термин в оригинальной библейской лексике.

4) Терминология иврита и библейский образ

* КУЛЬ = ивр. КУЛ (кол), форма глагола – КАЛ вмещать, содержать в себе всё; мерить, измерять (объём); т.е. вместилище чего-либо, тара.

* КУЛЬ = ивр. КОЛЕЛ содержащий, вмещающий, включающий, суммарный; т.е. вместилище.

б) Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. О.Н. Штейнберг, Вильно, 1878 г.

* ивр. КОЛЬ объём, целость, совокупность; от КАЛАЛ.

* ивр. КУЛ, КАЛ обнимать, измерять.

в) Библейский образ

Исаия 40:12: «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил (КАЛ от КУЛ) в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?».

Таким образом, очевидно, термин КУЛЬ оформлен по модели библейского слова КУЛ – вмещать, содержать в себе, мерить, измерять; в общем смысле – вместилище чего-либо. Образ и состав знаков (с учетом транслитерации, передача букв другим алфавитом) – совпадают и соответствуют действительности.

Теория “зеркального Я” Чарльза Кули

Чарльз Хортон Кули (1864-1929) – американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах “Человеческая природа и социальный порядок” (1902), “Социальная организация” (1909), “Социальный процесс” (1918), “Социологическая теория и социальное исследование” (1930). По своему образованию Ч.Кули – экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, – интеракционизма.

Главная концепция Кули называется теорией “зеркального Я”. Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о “социальном Я” У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько “социальных Я”, сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое “Я”. Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они – зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя – процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. “Человеческая жизнь” – это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории “зеркального Я”. Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

“Зеркальное Я” (looking-glass self) – это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей – или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, – мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.

Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным “Я”, которые возникают в создании других людей, Кули называет “представлениями представлений”.

Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как “зеркальное Я”.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: